На главную        Проекты

  ХРИСТИАНСКИЙ ЦЕНТР "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ" ИСТОРИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Доклад прочитан на научно-практической конференции ""Православие, современное общество и тоталитарные секты" (п.Семибратово, Ярославской обл., 25-26.03.1996 г).
Опубликовано в журнале "МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ" N 7/1997

 
Рассматривая деятельность христианского центра ("Церкви") "Новое поколение", следует сказать, что на сегодняшний момент это крупнейшее протестантское объединение на территории области. Отсюда следует, что именно его истории и современности следует уделить самое серьезное внимание при изучении и профилактике нетрадиционной религиозности в нашем регионе.
Христианский центр "Новое поколение" был зарегистрирован отделом юстиции администрации Ярославской области 24 сентября 1991 года, фигурирует в реестре религиозных объединений под номером 63 и представляет собой харизматическую организацию, ведущую начало от движения пятидесятников.
Сами пятидесятники появились в конце 1900 года, когда методистский пастор из г.Топика (шт. Канзас, США) Чарльз Парэм открыл новый способ "крещения Святым духом". Он пришел к выводу, что главным признаком апостольского христианства являются так называемые глоссолалии - то есть "говорения на иноязыках", а если проще - наборы бессвязных звуков, издаваемых в состоянии религиозного транса отдельными верующими. Позже выяснилось, что особенно сильно феномен "говорения" проявляется в процессе молитвы после возложения рук проповедника на головы прихожан. В результате, новый культ быстро распространился по Соединенным Штатам, странам Западной Европы и уже в начале двадцатого века обрел последователей в России.
При царизме с пятидесятниками обращались более-менее терпимо. Однако Советская власть не захотела мириться с автономным существованием их организации, и, игнорируя конфессиональные различия, настояла на объединении пятидесятников с евангельскими христианами и баптистами. Окончательное слияние всех трех культов произошло в 1945 году и привело к созданию громоздкой бюрократической организации с более-менее "послушной" государству верхушкой.
Перестройка, начатая в 1985 году, затронула не только государственные, но и религиозные институты. Пятидесятнические общины стали проникаться идеями модернизма, а их лидеры принялись за разработку новых форм привлечения верующих - особенно из числа молодежи.
В 1988 году, когда пресвитер Рижской пятидесятнической церкви Николай Шевчук уехал за границу, его место занял Алексей Ледяев, который начал энергично вводить в жизнь верующих самые разные новшества. Вскоре служения превратились в яркие шоу с современной музыкой, пением упрощенных религиозных гимнов и другими элементами культа, характерными для харизматических церквей Запада. Однако эти нововведения не понравились епископам, контролировавшим пятидесятническое движение в Советском Союзе. Шоу запретили, а самого Ледяева вместе со сторонниками отлучили от церкви. В результате, обиженный проповедник пошел на создание альтернативной религиозной организации. Так в середине 1990 года и образовалась Рижская харизматическая церковь "Новое поколение". К июлю 1991 года она насчитывала до 250 членов, но продолжала расти за счет создания филиалов в других республиках СССР - в частности, на территории Украины, Армении и Казахстана. Постепенно очередь дошла и до Российской Федерации.
У основания ярославского Христианского центра "Новое поколение" стоял коллега Ледяева - рижский пастор Андрей Кочкин. В свое время он приехал к нам из Казахстана, служил в строительном батальоне близ пос. Семибратово и регулярно наведывался в областной центр, где проживала семья пятидесятников Столяровых. Вместе с ними, а также их зятем Виктором Опарышевым, военнослужащий посещал молитвенный дом Евангельских христиан-баптистов в поселке Кармановском.
В 1989 году Кочкин демобилизовался из рядов Вооруженных Сил и уехал в Ригу, однако уже к концу года вновь явился в ярославскую церковь ЕХБ с двумя девушками, говорящими на "иных языках". Как и следовало ожидать, местные баптисты проявили большой интерес к новой форме "крещения" и летом 1990 года девять местных верующих (включая В.Татача) отправились с ответным визитом в далекую Ригу. Вторая поездка в Прибалтику пришлась на ноябрь того же года и связана с общиной пятидесятников из еще более далекого города Стокгольма. Дело в том, что во время одного из богослужений шведы решили помолиться за какой-нибудь российский город и остановили свой выбор на Ростове Великом Ярославской области. Молитва перешла в желание посетить эту цитадель православия и организовать там пятидесятническую общину. Однако попытка закончилась неудачей и иностранные гости обратили свои взоры к Ярославлю. Узнав в местном обществе "Самопознание" адрес уже знакомого нам пятидесятника В.Опарышева, они побывали у него и попутно рукоположили в пасторы проявлявшего незаурядную миссионерскую активность Виктора Татача. После этого шведы отбыли в Ригу, где посетили только что возникшую церковь "Новое поколение". Там же было принято решение о создании подобной организации в Ярославле. Ответственным за становление местной общины назначался рижанин А.Кочкин, а практическая реализация проекта осуществлялась ярославцем В.Татачем.
Сначала всего 15 человек собиралось в одной из чайных на Волжской набережной. Однако объединение быстро расширяло свои ряды и уже в 1991 году было принято решение о его официальной регистрации. При этом к тексту Устава прилагалась резолюция руководителя рижской церкви "Новое поколение" А.Ледяева о том, что ярославский центр с тем же названием является христианским объединением харизматического толка.
Хочется отметить, что организация недаром регистрировалась под видом Центра, а не Церкви - поскольку это позволяло вести широкую предпринимательскую деятельность. Немудрено, что сегодня на деньги "Нового поколения" работает целый ряд коммерческих структур вроде фирм "Авен-Езер", "Росбри", "Эстет" и "Елисей". Правда, рядовые члены объединения никогда не знали об этом направлении деятельности общины.
Тем не менее, многие чувствовали, что за рассуждениями о добродетелях стоит вполне меркантильный расчет и покидали ряды объединения. Один из бывших прихожан "Нового поколения" вспоминает: "Все хорошие люди, стоявшие у основания, ушли, но сама церковь продолжала стремительно расти. Затем я встретился с девушкой, которая прямо сказала, будто жена Виктора Татача пускала церковные деньги на бизнес, торговлю автомашинами".
Говоря об источниках поступления средств, подчеркну, что большую роль в создании Христианского Центра сыграл бывший летчик, а ныне преуспевающий американский бизнесмен и президент межгосударственной организации "Христианская молодежь интернейшнл" Боб Вайнер. Являясь приверженцем протестантского фундаментализма, он задался целью основать 1000 новых общин, воспитать 10 000 новых религиозных лидеров и обратить в веру 1 миллион последователей к двухтысячному году. В связи с этим Вайнер лично проповедовал более чем в 30 странах мира, трижды встречался с бывшим американским президентом Р.Рейганом по вопросу восстановления практики молитв в школах США и, что особенно важно, является членом Совета национальной политики США и Международного политического форума - то есть совмещает религиозную и политическую форму деятельности. Неудивительно, что создание протестантско-харизматического "Нового поколения" в самом центре православной страны нашло горячий отклик у Вайнера, инвестировавшего в объединение приличные средства. Бывшая активистка ярославского "Нового поколения" и автор ряда публикаций в защиту объединения на страницах газеты "Золотое кольцо" А. Горбунцова утверждает: "Вайнер посадил на зарплату обоих пасторов - и Виктора Татача, и Андрея Дириенко". Другой экс-прихожанин Церкви вспоминает, что когда "Новое поколение" набирало людей для участия в одной из московских конференций, именно Вайнер оплачивал все текущие расходы по проживанию и питанию участников форума.
Впрочем, Боб Вайнер был далеко не единственным иностранцем, заинтересованным в активизации деятельности ярославских харизматиков. В 1991 году "Новое поколение" посещал американский проповедник Ален Пирсон, в 1992-м (помимо четы Вайнеров) - евангелист Расти Рассел, в 1993 году по линии "Нового поколения" перед жителями области проповедовали Роберт Оуэне и Кеннет Хейгин, в 1994-м - Карл Густав Северин и Мерилин Хикки. Кроме того, в Ярославль регулярно наведывался для миссионерской работы уже знакомый нам рижский пастор Алексей Ледяев.
Визиты зарубежных гостей, а также иные мероприятия (богослужения в клубах, домах и дворцах культуры, празднования на площадях Ярославля и других городов области, агитация в учебных заведениях, распространение бесплатной литературы и т.д.) привели в "Новое поколение" не одну тысячу новых членов. В результате на сегодняшний момент в рядах Церкви числится около 5 тысяч прихожан с явным преобладанием молодежи. Второй по массовости категорией членов "Нового поколения" являются пенсионеры и лица с ослабленным здоровьем, которые ищут здесь возможности "принятия Святого духа". Вот как описывает этот процесс бывавший на богослужениях пенсионер Н.А.Кузьмин: "Пастор приглашает желающих подняться на сцену. Обычно выходит толпа до пятидесяти человек. Играет музыка, поются религиозные гимны, то и дело слышатся крики и восклицания. Пастор накладывает руки на головы вышедших людей. Те падают назад, а помощники подхватывают их и укладывают где-нибудь поблизости. Считается, что после этого к человеку может прийти дар "говорения на иных языках".
Хочется заметить, что, объясняя довольно частые случаи "иноговорений", идеологи харизматической общины весьма своеобразно трактуют тексты Библии, особенно 1 Кор. 14, хотя сам апостол Павел писал там поучения именно потому, что "языки" стали причиной беспорядка в Коринфской церкви. В результате, он не запрещает, но значительно умаляет их роль, констатируя: "Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя, а кто пророчествует (на понятном языке) - тот назидает Церковь". Казалось бы, все ясно. Однако, весьма уважаемый в "Новом поколении" американский пастор Кеннет Хейгин будто специально опускает вторую часть апостольской фразы и значительно упрощает первую, сводя все к утверждению, что "языки нужны для духовного назидания". Апостол Павел пишет: "Когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя мой дух и молится, но ум остается без плода" (1 Кор., 14:14). А пастора Хейгина даже это, увы, не смущает: "обратите внимание - дух мой молится". И этого, мол, вполне достаточно для того, чтобы стать христианином.
Хватает на богослужениях и других моментов, оставляющих неприятный оттенок. Вот что говорит одна из посетительниц харизматической Церкви: "Запомнился Алексей Ледяев из Прибалтики. Злобен, вульгарен. Кричал: "священники должны сбросить свои рясы!"; указывал на портреты русских писателей в зале "Гиганта": "все книги нужно сжечь, достаточно одной Библии!". Во время проповеди Ледяева парень, сидевший передо мной, забился в падучей, стал сползать на пол. Я говорю мужу: держи его. Мы и несколько парней из службы порядка выволокли его в фойе, а целитель своего спектакля не остановил, причем прихожане все это время были радостные, счастливые и кричали "Хвала Иисусу!".
Отмечу, что массовое целительство, которым занимается Ледяев и ряд других проповедников "Нового поколения", недопустимо без получения соответствующей документации Министерства здравоохранения. Ее у руководителей и пастырей общины, естественно, нет. Таким образом, грубо нарушена и продолжает нарушаться статья 57 законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации. Причем, эксперименты по изменению физического, психического и духовного состояния человека проходят на фоне уже имевшего место инцидента - ведь в Ярославле уже было происшествие, когда на массовом сеансе "целителя" Рафаэля Зотова (сентябрь 1993 г.) умерла трехлетняя девочка с врожденным пороком сердца.
Противоречит деятельность "Нового поколения" и конституционному положению об отделении школы от религиозных организаций. Еще с тех пор, как проповедником объединения стал наряду со "взрослым" Виктором Татачем молодой и энергичный Андрей Дириенко, начались регулярные визиты агитаторов в учебные заведения Ярославля. "Начали ходить в школы, институты - особенно педагогический", - вспоминает одна из бывших прихожанок "Нового поколения". Результатом этих экскурсий стало скачкообразное увеличение числа прихожан за счет школьников старших классов. Было уделено огромное внимание и студенчеству. Линия на организацию протестантско-харизматических "церквей" в высших учебных заведениях всего мира является прерогативой детища Боба Вайнера - организации "Христианская молодежь интернейшнл". А поскольку "Новое поколение" тесно сотрудничает с американским миссионером, то неудивительно, что оно содействовало проведению в Ярославле со 2 по 5 апреля этого года конференции по евангелизационной работе в российских вузах. На это мероприятие, организованное без особой рекламы и оповещения государственных органов, съехалось до 500 верующих студентов из городов нашей области, а также Вологды, Череповца, Костромы и даже Алма-Аты. В течение трех дней они слушали самого Б.Вайнера, его супругу Розу Вайнер, а также проповедников Расти Рассела и Боби Конора, которые подготовили множество инструктажей по работе в российских институтах и университетах. В частности, Боб Вайнер рекомендовал собравшимся "ступенчатую" форму работы с потенциальными верующими, подробно объясняя технологию индивидуальных и групповых подходов. Особенно большое внимание уделялось созданию так называемых "домашних групп" - микроячеек церкви из 10-15 прихожан. По замыслу Вайнера, именно такие группы должны стать "костяком" для более крупных протестантских структур. И именно на них лежит основной груз обработки паствы с быстрым увеличением ее рядов. Как уверял собравшихся американский миссионер, при умном руководителе "домашняя группа" удваивает ряды всего за 6 месяцев, а затем может разделиться на две независимые организации, которые вновь станут обрастать последователями и делиться методом простого "почкования". Таким образом Вайнер надеется получить к двухтысячному году в свое распоряжение до 15 миллионов российских студентов.
Несмотря на эти нюансы, в настоящий момент "Новое поколение" продолжает свою активную деятельность. Сейчас это разветвленная организация, имеющая филиалы во всех райцентрах области. Не говоря о самом Ярославле, где существует четыре крупных "районных" прихода, а также штаб-квартира в Доме культуры "Красный Перекоп" и более 60 "домашних" ячеек. Кроме того, само "Новое поколение" имеет ряд подразделений, включая службу собственной безопасности (так называемые "ашеры"), отдел внешних связей, "группу прославления" (музыкальный, танцевальный и театральный коллективы), студию аудио- и видеозаписи пропагандистских материалов, книжный магазин, а также ряд экономических структур. В то же время известно, что после ряда мероприятий, сопровождавшихся сеансами массового исцеления и призывами к изменению существующего строя, "Новым поколением" заинтересовались компетентные организации, а областная телекомпания "Центр ТВ" посвятила деятельности объединения разоблачительный фильм. Все это позволяет надеяться, что деятельность Христианского Центра "Новое поколение" и впредь будет привлекать критическое внимание со стороны общества.
При подготовке материала использованы следующие источники: 1. Р.Михайлова. - А. Ледяев: церковь есть самая популярная нация в мире. Информбюллетень интерфронта Латв. ССР "Единство", 1-7 июля 1991г.
2. Л.Каргина. Боб Вайнер полюбил Ярославль. "Золотое кольцо", 4.12.92.
3. А.Белов. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. "Юность", 3.7.93.
4. В.Самознаев. Истина - в Библии. "Апостол", 28.7.1994.
5. А.Горбунцова. Новое поколение выбирает новую церковь. "Золотое кольцо", 26.11.1992.
6. Аноним. Я стояла у истоков. "Золотое кольцо", 13.08.1994.
7. Р.Бухарев. Дешевый товар заезжих гастролеров. "Золотое кольцо", 5.08.1993.
8. О.Березкина. Новые крестоносцы, или заметки о евангелизации российских вузов. "Губернские вести", 19.04.1996.
9. Клибанов А.И, Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. М. 1967.
10. Личные архивы, беседы с прихожанами и т.д.



   • 

Главная Резюме Проекты Словари Переводы Подписка Гостевая Deutsch

Hosted by uCoz